Обзор библиотечной блогосферы: блоги для профессионалов. Обзор библиотечной блогосферы: блоги для профессионалов Библиотечный блок

Термины «Библиотека WEB 2.0», «блог» и «блогосфера»давно вошли в лексикон библиотекарей разных стран. Сейчас эти понятия входят в жизнь украинских библиотекарей. Вести библиотечный блог – это модно, это престижно и эффективно. Надо сказать, что украинская библио-блогосфера еще очень молода, но, как и любая украинская девушка, чертовски привлекательна, популярна и перспективна.

Что такое библиотечный блог? Библиотечный блог – это не только набор ценной информации, но и возможность достучаться до сидящих в интернете читателей. Поверьте, они все давно там, а наша задача – повернуть их лицом к библиотеке! А еще блог – это очень удобный инструмент для диалога библиотекарь-читатель или читатель-библиотекарь. Вообще считается, что блоги и виртуальные дневники – это одно из самых удачных открытий, появившихся в нашей жизни с внедрением «WEB 2.0». Для многих современных библиотекарей блоги стали настоящей палочкой-выручалочкой, а заодно и объектом для самовыражения.

У библиотеки есть сайт – зачем же блог? Если официальный сайт – это лицо библиотеки, то блог смело можно считать ее сердцем. Ведь это уникальная площадка для выражения креативных мыслей библиотекаря и бесконечный простор для творчества. Плюс это неограниченные возможности для рекламы библиотеки и популяризации чтения в естественной среде обитания потенциальных читателей. А если к библиотечному блогу подключить твиттер, википедию и социальные сети – то на выходе мы получим уникальную медиа-платформу позволяющую донести библиотечную информацию до сидящих в интернете детей/взрослых и главное – наладить двухсторонний диалог.

Если основное назначение сайта – служить источником информации, то предназначение блога – это интерактивное общение библиотекаря с миром. Следовательно, на блоге можно, и даже нужно, размещать «информацию к размышлению», ту, которая увлечет, зацепит потенциального читателя/пользователя.

На страничках блога можно и даже нужно вести диалог с читателем и с коллегами. Для этого имеется функция «комментарии». Пользователь, прочитавший интересную и актуальную статью/пост, может оставить свой комментарий, отражающий его точку зрение или мнение. Это означает, что человек заинтересовался материалом, и желает высказать свое мнение или даже подискутировать. Библиотекарю, ведущему блог, очень желательно отвечать читателям и вести с ними «виртуальный» диалог.

Из личного опыта. К сожалению, библиотечные блоги посещают не только читатели и пользователи, но и бич мировой сети – спамеры. И зачастую – последних очень много, чем популярнее блог – тем больше спамеров он привлекает. Эти люди считают возможным оставлять на библиотечном блоге комментарии с нелицеприятной рекламой и ссылками на порносайты. Поэтому, исходя из соображений безопасности, лучше ввести «премодерацию» сообщений. Это означает, что комментарий, оставленный пользователем, появится на страничках блога только после того, как его одобрит библиотекарь. Конечно, этот аспект несколько затрудняет диалог между библиотекарем и читателем, но зато оберегает посетителей блога от мусора и спама.

Положительным качеством блогов является их неофициальность. Для «официоза» есть сайт, а формат блога предполагает более свободное общение. Еще один плюс – это возможность оперативно размещать новости и фотоотчеты. То есть если ведение сайта это в основном прерогатива веб-мастера, то вести блог вполне по силам и библиотекарю.

Что нужно знать и уметь библиотекарю-блоггеру? Во-первых, надо определиться с целевой аудиторией. Во-вторых, необходимо выбрать удачную платформу на которой поселится блог.

Из личного опыта . Для библиотечного блога я выбрала в качестве платформы сайт wordpress.com. Почему? Там уже имеются все инструменты для создания странички, есть набор тем и виджетов для оформления блога, к тому же этот сайт – бесплатный. Еще один положительный аспект – полное отсутствие рекламы. Лично меня раздражает необходимость выискивать крупицы нужной информации посреди рекламного океана. Все эти яркие баннеры и всплывающие окна – просто утомляют читателя. Именно по этой по этой причине я бы рекомендовала хорошо подумать, прежде чем создавать блог на сайте пестрящем рекламой. Особенно «напрягают» рекламные окна сопровождающиеся музыкой. Такие блоги читатель будет просто «захлопывать» как дверь.

Привлекательный дизайн – это уже половина успеха. На вордпрессе уже имеются готовые шаблоны, они называются «темы». Остается только выбрать заготовку, с помощью предпросмотра убедиться, что тема подходит и нажать кнопочку «активировать». Дальше можно спокойно заниматься украшательством: подобрать виджеты, придумать названия страничек, выбрать фон (просто огромная коллекция фонов на все случаи жизни подобрана на сайте www.lenagold.ru) и картинку для верхней шапки.


Библиотеки и Интернет - понятия тесно взаимосвязанные. И первое, и второе являются общедоступными источниками информации. Без них невозможно представить себе современную цивилизацию. Но кроме схожих свойств, библиотеки и Интернет объединяет и взаимопроникновение. Во многих библиотеках есть выход в Интернет, а в Интернете представлен широкий спектр библиотечных ресурсов, среди которых блоги занимают не последнее место.

Блог считается одной из наиболее популярных технологий web 2.0, хотя они появились и приобрели популярность задолго до появления этой концепции. Страничка NCSA What"s New, созданная в июне 1993 г., считается одним из первых блогов. В библиотечной сфере - это блог Дженни Левайн Librarian"s Site du Jour , созданный в 1995 г. и просуществовавший до 1999 г. Пик активности западных библиотечных блоггеров приходится на конец 2006 г. Как раз в этот период российский Интернет «заболел» данной технологией.

А уж до библиотек новое медиа добралось ещё позднее, где-то через год. В настоящее время практически невозможно указать точное число блогов на библиотечные и околобиблиотечные темы, так как ко времени публикации данной статьи это количество может сильно измениться как в ту, так и в другую сторону.

Принято считать, что первым российским блогом на профессиональные библиотечные темы стал блог Катерины Ефимовой «Мышь Библиотечная» , созданный в феврале 2007 г. С тех пор количество блогов, как персональных, так и блогов библиотек, стало расти. К сожалению, в то время никто не интересовался и серьёзно не занимался этой проблемой, поэтому сейчас практически невозможно найти какие-то конкретные данные. Только примерно можно сказать, что к концу 2008 г. их количество выросло до 10. Пик роста активности библиотекарей по созданию и ведению блогов приходится на осень 2009 г., после проведения online курса «Я учусь работать в блоге».


Основной аудиторией были, как ни странно, школьные библиотекари, но в обучении приняли участие библиотекари различных ведомств. Как показала недавняя перепись библиотечных блогов, организованная Любовью Брюховой, школьным библиотекарем из Новоуральска и автором блога «Миры библиотек» , в России сейчас порядка 280 библиотечных блогов, более 150 из них принадлежит перу школьных библиотекарей. А так как в различных библиотеках постоянно проходят обучающие семинары по созданию и ведению блогов, то их количество в целом может вырасти, но, с другой стороны, достаточно большое количество блогов уже долгое время не обновляется, так как их создатели потеряли к ним интерес.

Причина популярности блогов у библиотекарей очевидна — это видимая простота, с которой можно создать блог, «украсить» по-своему его страничку и публиковать всевозможный контент: от собственных размышлений и фотографий библиотечных праздников до ссылок на найденную в сети информацию. Часто библиотеки, особенно в небольших городах, не могут позволить себе собственный сайт, а блог, если правильно подойти к его созданию и наполнению, может хоть как- то заменить официальную страницу библиотеки в сети. Иногда, напротив, блог служит приятным дополнением к сайту, выносится на отдельный поддомен, имеет похожий дизайн, зачастую выбирается специальная тематическая направленность. Тогда блог и сайт в комплексе становятся представительством библиотеки в сети и намного эффективнее выполняют возложенные на них Интернетом функции.



Библиотечные блоги можно разделить на две группы: официальные блоги при библиотеках и личные блоги библиотекарей. Создаваться они могут по разным причинам: от простого желания библиотекаря до указания руководства, но здесь следует учитывать, что если не найдётся заинтересованный в ведении блога работник, то такой проект обречён. Писать любой блог, в том числе и библиотечный, из-под палки вряд ли кто-то будет, здесь нужны стимул, идея, самореализация, творческий подход, желание постоянно учиться чему-то новому. Именно такие качества присущи блоггеру-библиотекарю. Они же и отмечаются самими участниками сообщества. Самым показательным примером официальных блогов являются проекты Российской государственной библиотеки для молодёжи, за которой числится целых три блога: новостной, о зарубежном опыте и «Планета э-книг» . Говоря о сотрудниках библиотеки, надо понимать, что речь идёт, прежде всего, о профессиональном блоге, а не личном дневнике работника библиотеки. Бывает, что личное и профессиональное смешивается, и получается блог с непонятной целевой аудиторией. Такую ошибку допускают не только блоггеры из библиотеки, но и любые другие авторы тематических дневников. Такой ситуации следует избегать. Существуют также и библиотечные сообщества, популярные на соответствующих площадках, например в «Живом Журнале». Основное отличие сообществ от простого блога — возможность писать в одно место нескольким людям сразу. В том же «ЖЖ» есть сообщество «Библиотекари РФ» , существующее с декабря 2009 г. и, конечно же, уже успевшее завоевать определённое доверие и рейтинг. Один из авторов этого сообщества, Нияз Закиров из РМБИЦ Татарстана, составил так называемое «Кольцо библиотечных ЖЖ-блогов», объединяющее вместе все основные действующие блоги данной платформы. Надо заметить, что анонимность профессиональных библиотечных блогов близка к нулю. В отличие от прочих личных дневников, блог становится дополнительным средством профессиональной коммуникации, позволяющим привлечь новых читателей в библиотеки, обсудить события в профессиональном кругу, донести до читателей интересную или организационную информацию. Такие информационные цели гораздо лучше достигаются, если читатель блога знает, кто перед ним в реальности. Повышаются его доверие и интерес. Библиотека с блогом — более живая. Виртуальный читатель не выходя из дома знакомится с последними изменениями, с библиотечными новостями. Аудитория у блогов разная, в первую очередь это, конечно же, сами библиотекари и те, кого интересуют проблемы, которые обсуждаются в российской библиотечной блогосфере. Но у каждого блога есть и свои преданные читатели, зачастую не связанные с библиотечным или книжным миром.

С помощью блога гораздо легче продвигать в Интернете библиотечные услуги, ресурсы и программы. Блог может стать достаточно эффективным инструментом для завоевания интернет- аудитории, состоящей из читателей поколения Next, для которых получение информации и общение в сети стало неотъемлемой частью социальной жизни.

Сложно нарисовать портрет типичного представителя библиотечной блогосферы. Блоги ведут библиотекари разного возраста, с разным стажем, работающие в библиотеках различных ведомств. Возьмём на себя смелость сделать описание, подобное портрету среднестатистического блоггера Рунета, — это школьный библиотекарь 35 — 40 лет из небольшого города.



ЦИФРЫ, РЕЙТИНГИ

Говоря о библиотечных блогах, нельзя упус¬кать из внимания статистику, благо кое-какие цифры можно поднять и озвучить. Относительно количества — на портале library.ru их насчитывается 116, а вот по неофициальным подсчётам самих же библиотекарей-блоггеров, их порядка 430, львиную долю которых составляют блоги школьных библиотекарей (около 160). Активность в масштабах общих цифр не очень большая. Но на профессиональное общение уже набралось. Существуют и определённые рейтинги. Например, на сайте центральной городской библиотеки Нижнего Тагила представлен список из 6 лучших библиотечных блогов. А вообще, для библиотечных блогов применимы те же критерии оценки, что и для любого блога: количество подписчиков, комментариев, обратных ссылок, ежедневных посетителей, а также любые оптимизационные показатели сайта. Конечно же, читательская аудитория шире у более старых блогов. Официальные поисковые рейтинги для библиотечных блогов (на «Яндексе») не выделены, но после небольшого анализа выявление наиболее популярных вполне возможно. Используя перечисленные выше критерии оценивания и рейтинг блогов «Яндекса», можно сделать вывод о том, что из указанных в перечне Нижнетагильской библиотеки блогов самым рейтинговым является журнал библиотекарей Государственной универсальной научной библиотеки Красноярского края.



СПАД ИЛИ РОСТ?

С появлением социальных сетей блоггинг как инструмент интернет-коммуникации читателя и библиотеки отошёл на второй план. Представительство библиотеки, например «В контакте», оттягивает на себя функции обратной связи с читателем, а иногда и многие информационные. Завести обсуждения, задать нестандартный библиотечный вопрос, написать слова благодарности становится проще именно в социальных сетях. На помощь в социализации библиотекам приходит микроблоггинг, или Твиттер. Это некий симбиоз социальной сети и блога. Микро — потому что длина любого сообщения ограничена 140 символами. Библиотеки активно освоили и этот тип блогов. Твиттер используется в основном для целей оповеще-ния, будь то новость или просто интересная тематиче¬ская информация. Обычно блог и твиттер работают в связке: ссылка на всё новые сообщения из блога автоматически отображается в твиттере. Сейчас на библиотечных сайтах часто можно увидеть иконку твиттера, означающую, что данная библиотека ведёт свою трансляцию. Стоит отметить, что традиционные блоги не теряют своего значения, их количество по- прежнему растёт, однако динамика их роста стабилизировалась, активных всплесков, как это было вначале, уже не наблюдается.

Согласно статистическим данным Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, количество активных блогов в России растёт. Приятно осознавать, что библиотечный сектор не находится в стороне от этого процесса. В настоящее время мы наблюдаем зарождение профессиональной библиоблогосферы. Всё больше библиотек открывают для себя блог как инструмент для неформального общения с читателями и коллегами, продвижения своих услуг и ресурсов, а также информирования и обучения пользователей.

Обещанный доклад "Библиотечные блоги как инструмент продвижения библиотеки в виртуальном пространстве" , прозвучавший на семинаре-совещании "Роль библиотеки в формировании местного сообщества" 19 апреля 2012 г. в г.Саров Нижегородской области.

Сегодня, когда читатели массово превращаются в удаленных пользователей, библиотекарям нужно найти новую модель взаимодействия с читателями. Необходимо активно , а тем самым продвижение их услуг, чтения и книги на различных социальных медиа-площадках. Одной из таких площадок являются блог-платформы. Библиотечные блоги пользуются большой популярностью в последнее время, так как они отличаются доступностью, относительной легкостью публикаций, отсутствием пространственных и временных ограничений, оперативностью взаимодействия.

Библиотечный блог , рассказывающий о происходящем в библиотеке, удобен, когда отсутствует сайт. Но часто получается так, что во всех виртуальных представительствах библиотекари рассказывают о библиотеке и ее мероприятиях.

Для продвижения библиотеки в виртуальном пространстве перспективным направлением я считаю тематические библиотечные блоги , ориентированные на конкретную аудиторию. Ведь, в отличие от сайта библиотеки, блогов может быть несколько и разной тематики. Самое главное, что вокруг блога будет формироваться определенное сообщество людей, объединенных общими интересами. ЦБС г.Арзамаса идет именно по такому пути.

Основное направление блога "Одиннадцатый" - краеведческое. Это виртуальное «лицо» библиотеки-филиала №8 (библиотеки-музея истории микрорайона №11 им.И.П.Склярова) г.Арзамаса Нижегородской области, в которой создан уникальный музей арзамасской катастрофы. Блог мы ведем коллективно с сотрудниками библиотеки.

Рассказывая о книгах и чтении, в первую очередь мы представляем местных авторов ("П.В.Еремеев "Арзамас-городок" , "Новая книга В.Панкратова о митрополите Палладии"). Многие из них живут в микрорайоне №11 или сотрудничают с филиалом №8. Например, пост "В золотом сентябре" Светланы Клюевой" : и Светлана Клюева, и Владимир Каляев - жители одиннадцатого микрорайона.

В 2012 г. библиотека начала работу по проекту «Духовное краеведение в виртуальном формате», ставшему победителем общероссийского конкурса «Православная инициатива-2011». В рамках проекта библиотекари совместно с читателями проделали огромную работу по сбору краеведческого материала. Источниками информации стали книги и подшивки газет, видеосюжеты местного телевидения, архивные материалы, воспоминания старожилов. Одним из результатом этой работы стала публикация в блоге виртуальных выставок ("Воскресенский собор. Славные имена" , "Арзамасский Алексеевский женский монастырь") и видеороликов о нашем городе ("Соборная площадь - "сердце" Арзамаса" , "Под небом высоким").

Таким образом, постепенно от рассказа о микрорайоне мы перешли к представлению материалов, посвященных истории и современной жизни Арзамаса. Благодаря активному сотрудничеству с местными деятелями культуры блог стал площадкой для размещения материалов различного формата, например, видеозаписей авторской программы Оксаны Скляровой из цикла «Арзамасские встречи» ("Арзамасские встречи. О.А.Колобов" , "Арзамасские встречи. М.М.Бузин") или стихов арзамасской поэтессы Светланы Клюевой ("Светлана Клюева. Родной уголок"). В планах развития блога - привлечение в качестве соавтора одного из арзамасских писателей, проживающих в микрорайоне №11.

Блог "Маматека" - тематический библиотечный блог для мам - является виртуальным продолжением проекта «Материнское чтение», реализованного несколько лет назад на базе библиотеки-филиала №4. К сожалению, наш реальный проект (я была соавтором и одним из участников) не получил развития из-за закрытия библиотеки и ухода большинства ее сотрудников. Но остались материалы и желание заниматься этой темой. Коллега, выступающая в блогах под ником GeorgiNNa, поддержала и стала соавтором "Маматеки".
В "Маматеке" можно найти интересную и полезную информацию, размышления о взаимоотношениях детей и родителей, советы по проведению досуга. Мы не рассказываем здесь о библиотеках или библиотечных мероприятиях, а стараемся незаметно показать, что книги и чтение являются частью нашей жизни. Особенностью блога является то, что почти каждое сообщение завершается рекомендацией конкретной книги, которая имеется в фонде библиотек. Среди популярных публикаций – "Подросток не хочет учиться - что делать?" , "Как оттащить ребенка от компьютера?" , "Ехать ли с ребенком на юг: за и против", "Готовимся к Новому году: поделки из бумаги" .
Все время существования блога мы пытаемся вовлечь в совместную работу в "Маматеке" детских библиотекарей (изредка получается) и планируем привлечь арзамасских мам для подготовки публикаций.

Приведу еще несколько интересных примеров .

  • Образцом краеведческого блога является блог мурманской библиотеки-музея Николая Блинова "Роза ветров. Север" . «Краеведение - солнечный зайчик души. Идея протеста не вызывает? Тогда Вы - наш человек. Заглядывайте на огонёк. Всегда вам рады. Краевед-краеведу - друг, товарищ и брат», - говорят ведущие блога Медведь-краевед и Полярная Сова. Северный край, Мурманск и его жители – главная тема материалов блога. Больше всего публикаций здесь на тему литературного краеведения, что неудивительно. В библиотеке действует литературный музей, рассказывающий о писательской династии Мурманска:

Николай Николаевич Блинов - моряк, писатель-маринист,

Его жена Александра Серапионовна Хрусталева – легенда Мурманска, единственный в стране судовой механик-женщина, писательница,

Их сыновья – Николай и Борис, также связавшие свою жизнь с литературой. Все вместе они написали около 40 книг, главный герой которых - Мурманск.

Среди материалов блога 2012 г. выделяются Интернет-викторина «Морская душа» и материалы читателей, участвующие в межрегиональном конкурсе творческих работ «В фарватере памяти», посвященном 100-летию со дня рождения А.С. Хрусталевой. Подробнее об этом можно узнать в докладе Марины Орешко "Краеведение без границ: опыт межрегионального и межведомственного сотрудничества по реализации культурно-образовательного проекта «В фарватере памяти». Особенностями блога являются наличие «Виртуальной справки» и «Продления литературы-онлайн».

  • Блог "EuroLib" - библиотечный блог , созданный в Луганской областной универсальной научной библиотеки им. А.М. Горького в предверии 14-го Чемпионата Европы по футболу 2012 года. Турнир будет проводиться совместно Украиной и Польшей и, конечно, луганские фанаты и люди, неравнодушные к футболу, будут следить за данным мероприятием. Как библиотека может помочь болельщикам? В реальной жизни можно было бы стать информационно-туристическим пунктом для гостей, а в виртуале – публиковать разнообразные материалы в блоге для болельщиков. Среди разговора о футболе найдется место и книгам. Кстати, на вопрос «Хотели бы Вы просматривать трансляции футбольных матчей ЕВРО 2012 в стенах Луганской библиотеки им.Горького?» большинство ответило «да». Примеры сообщений блога: «Первые шаги футбола на Луганщине», «Лев Яшин — лучший вратарь в истории мирового футбола», «1000 футболистов… на книжных страницах», «Заря. Сезон 2011_2012. Голы».

Опыт блога для болельщиков хорошо бы взять библиотекам на заметку перед Олимпиадой в Сочи. Эта прекрасная возможность заинтересовать аудиторию, на которую практически не обращают внимания в библиотеках.

  • Примером блога в помощь педагогам дошкольных учреждений является блог "Библио-S-путник" (Саров). Тематические посты в помощь дошкольному воспитанию, списки интернет-ресурсов на актуальные темы по запросам сделали библиотечный блог незаменимым источником информации для воспитателей различных регионов. За виртуальным продвижением библиотеки последовало реальное продолжение: налажены официальные связи библиотеки и департамента дошкольного образования Сарова на уровне администраций, были организованы семинары с воспитателями ДОУ, фестиваль творчества дошкольников «Саровский калейдоскоп». В блоге публиковались подборки стихов саровских писателей, положения и другие документы организационного характера.

Востребованность тематических библиотечных блогов доказывается числом комментариев (например, посты «Библио-S-путника» могут собирать до 150 комментариев) и показателями, пока неиспользуемыми официальной библиотечной статистикой (например, посещения за 16 апреля 2012 г. блогов: «Роза ветров. Север» - 211, «Библио-S-путник» - 772).

Сегодня большинство понимает необходимость ведения блогов в библиотеках. Но какие они должны быть? На мой взгляд, от абстрактных библиотечных блогов нужно переходить к тематическим. Давайте говорить в виртуальном пространстве не о том, что «Библиотека сделала...» или «В библиотеке прошло...», а ставить во главу угла наших читателей – реальных или потенциальных, имеющих разнообразные интересы и потребности. Только тогда можно стать для виртуальных посетителей авторитетом, партнером или другом, а, следовательно, способствовать продвижению библиотеки в виртуальном пространстве.



Перепись библиотечных блогов, проходящая ежегодно осенью с 2010 года по материалам блогов "Library.ru", BIBLIO-MEDIA, "БиблиоЛеди", "Повелителя страниц", "Библиотеки без барьеров", "Идеи, пойманные в сети" и публикуемая на страницах блога «Миры библиотек: Библиотечные блоги и сайты» содержит 692 наименования. .

Из профессиональных блогов неоценимую методическую помощь оказывает блог «Библиомания» http://bibliomaniya.blogspot.ru заведующей методическим отделом ЦБС г. Арзамаса, публикуя актуальные новости, видеозаписи, методические рекомендации и материалы, статьи, в том числе о работе библиотек в социальных сетях, информацию об интересных акциях, презентации и методические пособия.

Блог «Библиотечно Активные Добавки» https://blogbadirina.blogspot.ru публикует готовые сценарии, материалы по экологии, слайды для презентаций.

В блоге «Библиопространство» http://edu-dmitrovlib.blogspot.ru методист по учебным фондам информационно-методического центра г. Дмитров (Московская область) публикует материалы интернет-конференций, новости отрасли, архив профессиональной прессы для школьных библиотекарей, а также статьи в электронном виде.

В блоге библиотекаря Волгоградской ОУНБ «БиблиоПчелка» http://beeblioteka.blogspot.ru можно найти уроки блоггинга, интернет-акции библиотек Волгоградской области, оцифрованные газеты и журналы, в основном, краеведческой направленности, материалы о Сталинградской битве, Первой Мировой войне, включая ссылки на полезные ресурсы для подготовки мероприятий.

Профессиональный блог методиста ЦГБ г. Белово Кемеровской области «Библиосейшн» http://bibliosejshn.blogspot.ru содержит полезные материалы для коллег: презентации по библиотечному блоггингу, консультации по заполнению документации, видео, шаблоны портфолио библиотекаря, сценарии. Для читателей блог предлагает отдельные главы книг по краеведению из фондов библиотеки, форму продления и заказа документов онлайн.

Блог «Библиотекарша» http://bibliotekarsha.blogspot.ru предлагает материалы по созданию страниц в социальных сетях, ссылки на материалы профессиональных конференций по различным темам.

Зарубежному библиотечному опыту посвящен блог «Библиотеки и молодежь» http://blog.rgub.ru/libex/ . В нем публикуются актуальные новости, видео, материалы семинаров, проекты.

Коллективный блог российских центров чтения «Библиотеки. Региональные центры чтения» http://centerreading.blogspot.ru содержит массу информации по пропаганде чтения, в том числе крупные акции, конференции, проекты общероссийского уровня.

Актуальные статьи блога «Кот ученый (библиотечный)» http://kot-semen.livejournal.com/ исследовательского центра "Библиотека. Чтение. Интернет" РГБ для молодежи интересен профессионалам отрасли, работающим с соответствующей читательской группой.

Обзор профессиональных журналов для библиотекарей делает блог «ПресНовости» http://libpressa.tverlib.ru/ Тверской ОУНБ им. А. М. Горького.

Записи вебинаров по библиотечному делу, обзоры профессиональных журналов размещает «НМО ЦМБ: Новации. Методика. Опыт – Ценные Мысли Библиотекаря» г. Ижевск http://izhnmo.blogspot.ru/ .

Материалы зарубежного опыта библиотекарей отражает блог «Опыт обслуживания молодежи в зарубежных библиотеках» http://ylibex.livejournal.com/ РГБ.

Информация по интернет-ресурсам, которые библиотеки могут использовать в своей деятельности публикуется в «Блоге по е-книгам» http://ekniga.livejournal.com/ Российской государственной библиотеки для молодежи.

Блог «Методические дни» ВГАПК РО г. Волгограда http://bib-metod-vgapkpro.blogspot.ru/ предлагает информацию о всероссийских проектах, профессиональные материалы, информацию о вебинарах, статьи об электронных учебниках и использованию информационных технологий в библиотеке.

Актуальную информацию для работников библиотечной сферы размещает и блог методического отдела Белгородской ГУНБ «Методический городок» http://methodist-city.blogspot.ru/ .

Блогу «Миры Библиотек» http://myblogluba.blogspot.com библиотеки МБОУ СОШ № 55 г. Новоуральска Свердловской области же 7 лет. Именно он проводит перепись библиотечных блогов и предоставляет баннер участникам переписи. Автор пишет уникальные статьи, выражая собственное мнение и приглашая к диалогу. В блоге также собраны методические рекомендации, актуальные статьи и ссылки, информация в помощь создателю библиотечного блога.

Раздел «Медиатека» блога «Виртуальный дневник методиста» http://ulyanovbib.blogspot.ru/ содержит презентации на професиональные темы, такие, как сетевые профессиональные сообщества, патриотическое и духовно-нравственное воспитание юношества в библиотеке, требования к годовому отчету и др. Кроме того, в блоге представлены сценарии, в том числе медиауроков, методические материалы.

Блог «Копающаяся в методиках» http://mei--blog.blogspot.ru/ рассказывает обо всех формах библиотечной работы, предлагает материалы к массовым мероприятиям.

Для себя эти библиотечные блоги я выделила как блоги методистов , хотя должности разные. Информация об авторах та, которая представлена в блоге. Если захотите расшифроваться - добавлю. На распространенных гаджетах и виджетах останавливаться не буду. Почти у всех есть ссылки на библиотечные блоги. Так как в разговорах о блогах возник вопрос о наличии или отсутствии ссылок на официальных сайтах, буду обращать на это внимание.

Пояснение - что такое Сайдбар. Понятие происходит от английского термина "sidebar" ("side" — сторона, "bar" — полоса). Боковая колонка в блоге, содержащая разнообразную вспомогательную информацию для посетителя. Иногда сайдбар формируется из нескольких колонок, суммарной шириной не уступающих ширине основной контентной области.

В сайдбаре:

Наш жж-блог "Живность цвета огня"

Адрес сайта сложным путем нашла, но на сайт не смогла попасть.

БиблиоДУШЕЧКИ - блог Нины, зав.методическим отделом Воротынской центральной библиотеки Нижегородской области. Создан в 2011 г., но активно начал вестись в 2012 г. На сайте ЦБС есть ссылка на блог, который обозначен как блог центральной библиотеки.

Блог для библиотекарей и читателей библиотек, которым интересны не только книги. Страницы блога - Содержание, О блоге (статьи о блоге "Библиомания"), Копилка библиотекаря, Аттестация в библиотеке, Актуально. Нормативно-правовая база библиотеки, Копилка читателя, Журнальный столик, Об Арзамасе, Библиотеки и социальные сети, Библиотечному блогеру.

Блог ведет Ирина Огнева, заведующая методическим отделом ЦГБ им.А.М.Горького г.Арзамаса Нижегородской области. Активную помощь несколько месяцев оказывала GeorgiNNa, но сейчас она занимается сайтом и другими проектами. В сайдбаре:

Виджеты страниц "Библиомания" и "Централизованная библиотечная система г.Арзамаса" на Фейсбуке

Виджет группы "Библиомания (г.Арзамас)" Вконтакте

Библиосейшн - "Централизованная библиотечная система г. Белово Кемеровской области и ведущая блога - Хромова Елена... Блог создан с целью поддержания тесной связи с коллегами, обменом информацией и ценным библиотечным опытом. Наш e-mail...". Страницы блога - Библиотечные сайты и блоги, Сайты библ-к Кемеровской области, Методические рекомендации, Библиотечные сценарии, Библиотечное видео, Библиотечный юмор. В сайдбаре:

С песней по блогу

Лента FriendFeed

Баннеры библиотечных блогов и др.

На главной странице - книжная полка Calameo с полезными изданиями.

Библиотечного сайта, по моим сведениям, пока нет.

Записная книжка БиблиоРомантика - ведет BiblioRomantiс. "...и поскольку это - записная книжка, сюда будут попадать как обдуманные вещи, так и наброски, которых, наверное, будет даже больше. Ссылки, умные мысли, интересные статьи, отчётные события, заметки о детских и взрослых книжках и т.д. Буду рада, если что-то из этих записей пригодится кому-то ещё :)"."Я работаю в детской библиотеке, 7 лет - в отделе обслуживания, теперь - в методическом отделе. К созданию этого блога меня подвигла потребность в контакте с профессиональным сообществом. Я очень рассчитываю ещё многому научиться:). Мне интересно всё, что касается современной библиотеки, в особенности "дванольной". Ценю интересную деятельность, приносящую пользу окружающим. Напоследок необходимое: этот блог не является официальным блогом методического отдела библиотеки".

В сайдбаре:

- "Меня можно найти...

В ЖЖ
...ВКонтакте
...в Фэйсбуке"

- "Гайдаровка" в интернете:
- Официальный сайт
- Блог отделов обслуживания "Гайдаровки" в ЖЖ
- Группа "Гайдаровки" в сети ВКонтакте
Ссылка на официальном сайте отсутствует.

КоМета - блог отдела научно-исследовательской и методической работы Волгоградской ОУНБ им.А.М.Горького. Страницы: Методический вернисаж, Методические сезоны, Библиотечное созвездие, Библиотечный ориентир, Наши координаты.

Копающаяся в методиках - Ведет Н.А.ta Дабарская. образование высшее. "Закончила ЧГИИК. Работаю методистом в ЦГДБ г. Трехгорного и мне кажется, что я на своем месте" - так она сама представила себе в блоге. "Блог для настоящих, таких же, как я, копуш-методистов. Классические и инновационные библиотечные методы и приемы работы с читателями, обобщения опыта, авторские разработки специалистов детской библиотеки им. С.Т. Аксакова г. Трехгорного и многое другое полезное в библиотечном деле - вот контент нашего блога. ЗАХОДИТЕ, СМОТРИТЕ,БЕРИТЕ! И, конечно же,если не жалко - делитесь своим" - а вот так она представила свой блог, который ведет с с апреля 2011 г. В сайдбаре - материалы блога, собранные в рубриках: -Повышение квалификации
-Авторские разработки
-Наглядные формы
-Массовая работа с читателями
-Клубы по интересам
-Изобретения нашей библиотеки
-Библиографические знания - детям
-О нашей библиотеке и др.
Есть ссылка на сайт библиотеки.

Лампа. Ночь. Библиотека - ведет Елена Смутнева под ником kotbibliofil. Вся нужная информация на странице "О блоге":

"Неофициальный блог методиста. Создан для самообразования и профессионального общения.
О том, как я дошла до жизни кошачьей можно прочитать на странице «О коте-библиофиле». Отдельных страниц удостоились родной город, библиотеки (в которых я была) и детская литература. Подробнее: смотрите «Ключевые слова» и «Архив блога».
В правой колонке блога - мой канал Friend Feed (в котором собираются ссылки на интересные мне публикации в Интернете), чтобы посмотреть все записи, кликните мышкой внизу надпись «Vie kotbibliofil’s FriendFeed».
В разделе Мастер-класс «Я учусь работать в блоге» (там же) предоставлен доступ к материалам в моем Google Reader соответствующей тематики. Смело кликайте по ссылкам, а чтобы увидеть больше, нажимайте внизу «Посмотреть все».
В нижнем правом углу расположен баннер google-группы BIBLIO-MEDIA, кликнув по которому, можно познакомиться модулями дистанционного обучения (авторы Людмила Рождественская и Елена Ястребцева). Эти же модули и многое другое можно найти в блоге "Дванольный библиотекарь".
Пообщаться со мной можно в чате «Сказать мяу» (левая колонка) и написав комментарии (все ограничения сняты)".

На сайт самой библиотеки не попала.

Методист библиотеки - блог научно-методического отдела Харьковской государственной научной библиотеки им. В.Г. Короленко. Сведений об авторах нет. Посты подписаны - Metodist. В сайдбаре ссылки на библиотечные блоги и интересные сайты. Взаимные ссылки с сайтом.

Методисты по библиотечным фондам Иркутской области - ведет Елена Астапенко, которая представила визитку с Фейсбука. Блог - победитель конкурса "Творческая мастерская 2.0". Страницы блога - Содержание, Иркутская область, Методисты Иркутской области, Библиотечная блогосфера, Нормативная документация по учебным фондам, Комплектование - ссылки, Список главных книг всех времен, Верность профессии. В сайдбаре:

Баннеры GooglГрупп "Дванольный библиотекарь" и "BiblioMedia"

Насколько я понимаю, сайта, с которым Елена могла бы обменяться ссылками, нет.

МЕТОДИЧЕСКАЯ СЛУЖБА Псковской областной универсальной научной библиотеки www.pskovlib.ru . Ведет Отдел координации деятельности библиотек Псковской области.

Методический городок - блог методистов Белгородской государственной универсальной научной библиотеки.

Методична служба публічних бібліотек Києва - ведет Ольга Романюк, заведующая отделом научно-методической работы Публичной библиотеки им.Леси Украинки. Страницы блога - "О службе методической", "Помощник библиотекаря", "Методические издания", "Библиотечный Геликон".

Электронный каталог библиотеки

- "Территория профессионала" (сайты ЦБС, УБА, "Библомист" и другие)

Библиотечные блоги Киева и Украины

Полнотекстовые професиональные периодические издания

Сведения о ЦБС г.Киева с контактными данными руководителей и др.

ПресНовости - Блог методиста Тверской ОУНБ им. А.М. Горького. Авторы - Marina Presnova, Galina Egorova. Обзор материалов из текущих номеров профессиональных журналов для библиотекарей. В обзор включаются публикации, которые по мнению автора блога представляют интерес для работников общедоступных библиотек. В тексте содержатся интерактивные ссылки на ресурсы, расширяющие информацию, полученную из периодических изданий.
В сайдбаре ссылки на блоги журналов и их профили и страницы в Facebook.

СВЕТлячОК - Блог Ольги, методиста по библиотечной работе Суровикинского муниципального района Волгоградской области. Страницы: Содержание, О районе, О библиотеках, Полезные ссылки, Библиотеки и СМИ, Периодика, Программы, О блоге. С самого начала предполагалось сделать блог коллективным и на странице "О блоге" говорится о библиотекарях, которые вносят свой вклад в работу блога.

Сообщество школьных библиотекарей Поволжский округ - Тут серьезнее всех!
Цели создания сообщества:
-формирование профессионального сообщества работников школьных библиотек/медиатек;
-содействие решению актуальных проблем библиотечной практики;
-развитие взаимодействия внутри сообщества.
Здесь Вы найдете:
-информационно-методическое сопровождение деятельности школьных библиотек/медиатек;
-информационные, справочные и методические ресурсы;
-обмен опытом в рамках тематических форумов;
-возможность получения оперативных консультаций специалистов и методистов медиатеки Ресурсного центра.
Разделы блога: Авторы блога, Задать вопрос специалисту, О сообществе, Школа библиотекаря, "Размышлизмы" программиста, Записки руководителя медиатеки, Библиотекарь-библиотекарю..., Консультации специалистов, Методическая копилка школьного библиотекаря, Нормативные документы и др.
Авторы:
- Ответственный редактор: руководитель медиатеки "Ресурсного центра" г.о. Новокуйбышевск, Сиркиз Елена Владимировна
- Технический редактор: ведущий инженер-программист медиатеки "Ресурсного центра" г.о. Новокуйбышевск, Подъяпольская Ольга Игоревна
- Редактор: методист медиатеки "Ресурсного центра" г.о. Новокуйбышевск, Сорокина Елена Викторовна
На вопросы отвечают работники медиатеки "Ресурсного центра" г.о. Новокуйбышевск.
Контакты всех приведены.
В сайдбаре: online консультант, ссылки на Интернет-проекты Ресурсного центра и полезные ресурсы, google группы BIBLIO-MEDIA и BIBMEDIA-VOLGA, FriendFeed "Медиатека школы" и FriendFeed "БИБМЕДИА-Волга".
О.И.Подъяпольская - лауреат Всероссийского конкурса образовательных блогов "БлогоРазумие" в номинации "Коллективные блоги: блог сообщества".